Нет худа без добра!

«Нет худа без добра!» – известную народную поговорку, встречающуюся, кстати, во многих языках мира, нельзя было не вспомнить во время online-заседания 22 октября, посвящённого цифровизации образования. Почему эта народная мудрость стала сейчас так актуальна?

Пандемия коронавируса – и пандемия страха, неопределённости и общественного раскола! – разумеется, принесли нам всем много бед, проблем и нерешённых вопросов. Но нельзя не признать, что «загадочный вирус» стал мощным катализатором цифровизации общества. Мы все стали активно осваивать цифровые технологии. Общение с коллегами, друзьями, родственниками всё чаще происходит не вживую, а с использованием программы Zoom и прочих достижений цифровой эпохи.

22 октября гостем и спикером online-заседания стал кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра Первого М.А.Поляничко. Приятно отметить, что Марк Александрович приходится сыном члена нашего клуба, заслуженного артиста РФ Александра Марковича Поляничко.

Г-н Поляничко пришёл к нам не только в качестве учёного и представителя одного из старейших петербургских вузов, но и как директор филиала компании «Тандем» в Северо-Западном федеральном округе. Эта компания оказывает услуги высшим учебным заведениям во всей России.

Чем именно «Тандем» может помочь вузам? В современном мире для каждого студента должна быть создана «индивидуальная образовательная траектория». Современное образование очень индивидуализировано. Оно должно быть «заточено» под требования и пожелания конкретного «потребителя образовательных услуг». А для этого – в свою очередь – требуется сложное программное обеспечение, которое и создаёт компания «Тандем».

Одновременно «Тандем» в творческой кооперации с вузами решает и целый ряд других задач: мотивация персонала, обеспечение непрерывности образования, организация контактов вуза с выпускниками и т.д.

«Даже после снятия всех ограничений, связанных с коронавирусом, оnline-обучение никуда не исчезнет», – подчеркнул г-н Поляничко. В своём выступлении он также обратил внимание на другие особенности современного образовательного процесса. Например, повышается роль туторов, т.е. студентов, которые помогают своим сокурсникам или коллегам с младших курсов. Таким образом, образование становится «горизонтальным». Передача знаний происходит не только от работников вузов (профессоров, доцентов) к студентам, но и от одного студента – к другому.

Также современный вуз должен обладать базой данный потенциальных абитуриентов, работать со школьниками – своими будущими студентами.

Отбор и повышение квалификации персонала, создание «профессиональной (карьерной) траектории» для вузовских работников также немыслимо без IT-технологий.

Разумеется, сравнительно небольшой доклад не мог подробно осветить все вопросы, связанные с цифровизацией образования, но он вызвал большой интерес ротарианцев. Члены клуба выразили надежду, что в будущем Марк Александрович вновь станет нашим гостем. Кроме того, целый ряд ротарианцев выразили желание продолжить общение со спикером в частном порядке.

Интересным опытом личного использования цифровых технологий поделился наш коллега Александр Поляничко. Он рассказал о преподавании музыкальных дисциплин online во время пандемии коронавируса. По мнению Александра Марковича, online-обучение, в первую очередь, может быть полезно для взрослых, опытных музыкантов. В музыкальном вузе оно востребовано. С другой стороны, если ребёнку нужно поставить руку, то, разумеется, преподаватель должен быть рядом с учеником. Никакие видеокамеры здесь не помогут!