Генеральный директор экскурсионно-туристического агентства «Экста».
Член клуба с 1996 года.
— Любовь Ошеровна, Ваша туристическая компания – одна из старейших в Северной столице. Она начала работать в августе 1991 года. Хотелось бы узнать Ваше мнение о влиянии пандемии коронавируса на мировую индустрию туризма и, в частности, на развитие туристической отрасли в нашей стране?
Когда пандемия только началась, появилось немало экспертов, размышлявших о глобальном кризисе туристической отрасли. Кто-то даже стал говорить о «мире без туризма».
Я не разделяю этих оценок. Во-первых, думается, что коронавирус – это не навсегда. Рано или поздно этот период нашей жизни обязательно завершится! Во-вторых, мы видим, что даже в это время туристическая отрасль полностью не остановилась. Люди продолжают путешествовать.
Туризм – это коллекционирование впечатлений, коллекционирование ярких, незабываемых, положительных эмоций. Такая потребность всегда была и будет у человека.
Существуют тенденции последнего времени, которые нельзя не отметить. В первую очередь, это развитие внутреннего туризма.
— Получается, что коронавирус даже нам помог. Внешние границы открываются медленно, многие страны остаются недоступными для путешествий россиян. Это «подстегнуло» интерес к отдыху внутри страны.
Как говорит известная поговорка: не было счастья, да несчастье помогло… Любой кризис одновременно представляет шансы для дальнейшего развития. Так произошло и с внутренним туризмом. Он получит мощный импульс.
— Когда границы снова откроются, захотят ли люди отдыхать внутри страны?
На мой взгляд, интерес к внутреннему туризму – это тренд, который не утратит актуальности и после окончания пандемии. Многие люди проявляют интерес и к дальним странствиям, и к истории родного края.
Важная тенденция последнего времени: появление такого термина как «туристический кластер». Развитием таких кластеров занимается и государство, и частный бизнес.
— Что такое «туристический кластер»?
Если говорить простым языком, то «туристическим кластером» можно назвать любой регион, где одновременно развиваются самые разные виды туризма: спортивные походы, экскурсионно-познавательные туры, санаторно-курортное лечение, деловой туризм, специальные программы для детей и молодёжи и т.д. Но дело не только в одновременном продвижении различных туристических продуктов. Кластер должен обладать развитой и разнообразной туристической инфраструктурой: хорошие дороги, современный автотранспорт, интересные музеи, квалифицированные экскурсоводы, проведение различных массовых мероприятий (в том числе уникальных, характерных только для этого региона).
— Любовь Ошеровна, о туризме Вы говорите с большим увлечением. Видно, что именно туристическая отрасль является делом Вашей жизни. Как всё начиналось? Как Вы пришли в туризм?
Думаю, что это Судьба. Я коренная петербурженка, ленинградка. Родилась и выросла в историческом центре города. Исаакиевская площадь, Адмиралтейская набережная – это места моего детства. Интерес к судьбе родного города, к его многочисленным историческим, культурным, архитектурным достопримечательностям позднее привёл к интересу к другим городам, странам и народам.
Туризм не мыслим без любопытства, любознательности. А я с детства была любознательной, непоседливой девчонкой!
— У многих специалистов в сфере туризма гуманитарное образование. Вы закончили технический вуз.
Мне это не помешало, а даже помогло в дальнейшей работе! У меня диплом Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ). Училась на электрофизическом факультете. Специальность: инженер-электрофизик.
Занятия физикой и другими точными науками способствуют развитию логики, чёткости мысли. Это полезно и для гида, и для экскурсовода, и для организатора туристической деятельности.
В студенческие годы я увлеклась водным туризмом, походами на байдарках. Окончила соответствующие курсы, получила диплом инструктора.
— После окончания вуза Вам довелось поработать по специальности?
Всё было как положено. В советское время каждый выпускник вуза должен был отработать три года там, куда его направят. Это называлось: распределение. Меня распределили в электроакустическую лабораторию Института охраны труда.
Мы занимались измерением уровня шума, вибрации и других показателей на промышленных предприятиях. Мне нравилось, что работа была связана с многочисленными командировками по стране. Я всегда любила путешествовать. Потом я некоторое время поработала в организации, занимавшейся поставкой и наладкой шумопоглощающего оборудования. В частности, для штамповочных, кузнечных цехов. В общем, несколько лет жизни посвятила тому, чтобы спасать людей от шума, опасного для здоровья.
О туризме тоже не забывала. Окончила курсы экскурсоводов в Ленинградском бюро путешествий и экскурсий. В то время там работало около 500 штатных экскурсоводов и примерно 700 внештатных. Я тоже стала «внештатником». Т.е. совмещала проведение экскурсий с основной инженерно-технической работой.
Меня заметили, предлагали перейти в штат, но сразу осуществить этот план не удалось. С 1981 года по 1984 год мы с мужем жили и работали в Монголии. Мы были гражданскими специалистами в воинской части Группы советских войск в Монголии. Я работала инженером-электриком, а муж – инженером-проектировщиком.
Почему мы отправились за рубеж? В Советском Союзе длительная зарубежная командировка давала возможность достойно заработать. А нашей семье необходимо было решать жилищный вопрос. Благодаря нескольким годам работы в Монголии удалось накопить на покупку кооперативной квартиры.
Когда вернулась в родной Ленинград, то сразу стало понятно, что инженером больше работать не хочу. Моё призвание: быть экскурсоводом.
— Вы стали работать экскурсоводом в Ленинградском бюро путешествий и экскурсий?
Да, вела экскурсии по городу, а также сопровождала и организовывала многодневные экскурсионные туры по Советскому Союзу. В 1991 году организовала собственную туристическую фирму, которая успешно работает по сей день.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашей компании.
Мы предоставляли и предоставляем самые разные туристические услуги. Например, в девяностые годы огромной популярностью пользовались автобусные туры по странам Западной Европы. Мы тоже предлагали такие поездки. Самый популярный маршрут включал в себя Прагу, Берлин, Париж и Амстердам. Он продолжался от 7 до 10 дней. Из Питера туристы ехали на поезде в Беларусь, в Брест. Там пересаживались на автобус и отправлялись на нём в дальнюю дорогу. Заканчивался маршрут тоже в Бресте, откуда можно быстро вернуться в Северную столицу.
Автобусные туры были недорогими, доступными, но, прямо скажем, не очень комфортными. В частности, они предполагали ночные переезды.
— Вместо ночёвки в уютной гостинице туристы были вынуждена всю ночь трястись в автобусе?
Да, это тоже входило в программу. Мы всегда честно рассказывали потенциальным гостям об этих особенностях автобусных туров. Но, с другой стороны, для многих людей это была первая – и такая долгожданная! – поездка за границу. Поэтому туристы мирились с недостатком комфорта ради новых впечатлений, интересных экскурсий.
В настоящее время наша фирма уже не занимается автобусными турами. Мы специализируемся на морских круизах. От поездки на несколько дней по Балтийскому морю до кругосветных путешествий на океанских лайнерах. Кроме того, организуем приём туристов из России и зарубежных стран в Санкт-Петербурге. У фирмы много корпоративных клиентов. Это и деловой туризм, и отдых для сотрудников.
— Как Вы думаете, что мешает успешному развитию туристической отрасли в России?
Отрасль развивается более-менее успешно. Но мне думается, что самая большая российская проблема: низкий платёжеспособный спрос. Давайте посмотрим, сколько в Санкт-Петербурге (а это один из самых благополучных регионов страны!) вакансий с зарплатами 25 000 – 35 000 рублей. Могут ли люди с такими зарплатами совершать туристические поездки, в том числе внутри страны?
Теоретически человек с зарплатой 100 000 рублей – а это отличный уровень дохода по питерским меркам, существенно выше среднего! – является потенциальным клиентом туристического бизнеса. Но, во-первых, у людей могут быть разные жизненные обстоятельства и приоритеты, а, во-вторых, по меркам развитых стран, 100 000 рублей – тоже довольно скромный доход, немногим более тысячи долларов по нынешнему курсу… Мы всё ещё живём бедно, и это не может не сказываться на развитии туризма.
— Наверное, в туристических поездках нередко возникают какие-то забавные, курьёзные ситуации?
Я вспоминаю давний случай, когда сама вела экскурсию по Санкт-Петербургу. Наш автобус два раза проезжал мимо Театральной площади. И тут одна экскурсантка громко, на весь автобус говорит: «Ничего не понимаю! Когда мы были здесь первый раз, памятник стоял. А теперь он сидит!» Весь автобус захохотал.
На самом деле в районе Театральной площади, недалеко друг от друга, располагаются два памятника. Н.А.Римский-Корсаков действительно стоит, а М.И.Глинка изображён сидя. Экскурсантка, видимо, их перепутала, и ей показалось, что памятник «присел».
— Ваш приход в Ротари клуб тоже связан с туризмом.
В 1994 году ко мне обратилась Генриэтта Владимировна Архангельская с просьбой организовать для членов клуба автобусный тур по Европе. Тур особый. Он должен был включать не только туристическую программу, но и встречи с коллегами-ротарианцами. Посещение различных зарубежных клубов.
Так и получилось. Правда, в 1994 году мне не удалось лично сопровождать петербургских ротарианцев. Но в 1995 году мы провели ещё один тур. Тогда я поехала вместе с группой. Меня заинтересовали ротарианские идеи. Я стала посещать заседания клуба в качестве гостя. В 1996 году стала членом клуба.
— Чем Вас привлекло Ротари?
Ротари – это возможность общения с интересными людьми и участия в важных гуманитарных проектах.
— Что Вы могли бы могли бы пожелать нашему клубу?
Мне бы очень хотелось, чтобы клуб, по возможности, больше внимания уделял международному сотрудничеству. Это особенно актуально сейчас, когда международные отношения переживают глубокий кризис.
Могут быть «прохладные» отношения между странами, но важно, чтобы сохранялось доверие между людьми! Наш клуб мог бы принимать больше зарубежных делегаций. Конечно, после того, как будут сняты коронавирусные ограничения. Я имею в виду не только приём в стенах клуба, но и всестороннее содействие во время пребывания в России.
Всем членам клуба искренне желаю больше путешествовать. И по нашей стране, и за рубеж.
Беседу вёл Илья Бруштейн